Истории его клиентов будут размещены в сторонних БКИ
Руководством «Сбербанка» было принято решение о передаче информации из кредитных историй заемщиков не только в Объединенное кредитное бюро, как ранее, но также и в «Эквифакс кредит сервисиз». Эксперты объяснили этот шаг увеличением затрат по запросам информации у сторонних бюро и существенным ростом рынка розничных займов.
Согласно полученной информации, процесс передачи кредитных историй по клиентам, имеющим просроченную задолженность, начался примерно месяц назад, а в настоящий момент близится к завершению. Пресс-служба финансовой организации подтвердила достоверность информации, однако отказалась уточнить точную дату, когда сотрудники приступили непосредственно к пересылке данных. От комментариев воздержались и в «Эквифаксе».
До недавнего времени монопольные права на хранение кредитных историй клиентов «Сбербанка» имело БКИ, в котором банк имеет долю в 50 %, а именно – Объединенное кредитное бюро. В 2008 году планировалось сотрудничество и с другими организациями. Были даже подписаны соответствующие соглашения с некоторыми ведущими бюро. Но дальше дело не продвинулось. Александр Викулин, генеральный директор НБКИ, подтверждает факт переговоров по поводу такого сотрудничества несколько лет назад и их безрезультатность. Больше такая тема не поднималась. При этом к услугам БКИ «Сбербанк» прибегает очень часто. В его пресс-службе уточнили, что обращаются во все ведущие бюро России, но с точки зрения размещения историй заемщиков предпочитают сотрудничать только с дочерней организацией.
Причина, по которой банк выбрал именно «Эквифакс», чтобы поделиться имеющейся информацией, не сообщается. Однако и так все достаточно очевидно. БКИ устанавливает различные тарифы для тех, кто только запрашивает данные, и тех, кто еще предоставляет и собственную информацию. А. Викулин уточняет цену – в первом случае услуга окажется в 10 раз дороже, чем во втором (примерно от 220 рублей за один запрос). Но следует иметь в виду, что «Сбербанк» всегда имел привилегированное положение по причине большого числа запросов и ему предоставлялись данные по 4,48-22 рубля, хотя свою информацию он не передавал. Но при сотрудничестве с «Эквифаксом» банк не получил такой же лояльности, несмотря на огромный размер бизнеса и долю на рынке (больше 30%). Все услуги оказывались по повышенным расценкам. Как поясняет нашей газете источник, пока число запросов было незначительным, расходы не имели большого значения, но стали весьма ощутимыми по мере увеличения объема необходимой информации.
В соответствии с отчетностью по РСБУ за прошлый год темпы роста розничного кредитования СБ РФ оказались выше среднерыночных показателей (42,2 к 39,4 %). Ольга Беленькая, зам. начальника аналитического департамента («Совлинк»), отмечает: исключительно перекрестными продажами достичь такого результата маловероятно и, вероятно, ведется активный процесс привлечения новых заемщиков, для оценки которых требуется объективная информация от других кредиторов. Помимо этого, осенью 2012 года через покупку 70% доли Cetelem банк получил выход на сегмент POS-кредитов (оформление займов в торговых сетях). «Эквифакс» владеет уникальной информацией о клиентах ХКФ-банка – ведущего игрока этого рынка (25% всего объема таких кредитов). Начальник департамента розничного бизнеса данной финансовой организации Артем Алешкин оценивает пересечение баз ее клиентов и «Сбербанка» в 25-30% и, соответственно, высокую заинтересованность последнего в историях заемщиков ХФК.