Автокредиты: ответная реакция

После того как началось сокращение объемов продаж легкового транспорта, динамика выдачи займов на эти цели также стала отрицательной.

Число операций на авторынке уменьшается уже с марта, а через пару месяцев (в мае-июне) стала наблюдаться похожая тенденция и в сфере кредитования. Заинтересованные участники данного процесса считают, что ситуацию может поправить программа автокредитования на льготных условиях, которая, предположительно, начнет работать с июля.

Перелом в этом сегменте наметился в мае, когда динамика увеличения объема выданных займов существенно замедлилась (до 1,52%). Такие данные приводит Frank Research Group. В предыдущих периодах фиксировалась уверенная тенденция к наращиванию темпов роста кредитного портфеля: в январе – 0,36%, в феврале – уже 0,98%, еще больше в марте – 1,46% и апреле – 2,27%. В целом, за период с начала года по май размер рынка автозаймов увеличился до 867 миллиардов рублей, или на 6,38%.

Похожие сведения можно получить и по информации из БКИ (Бюро кредитных историй). Один из лидеров в этой области, «Эквифакс кредит сервисиз» делится следующими данными: сокращение количества займов, оформленных в мае на покупку автотранспорта, составило 17,9% по сравнению с предыдущим месяцем и 24,6% в июне по сравнению с маем соответственно. При этом банки отмечают и общее падение спроса на данные продукты. Ильсур Гибадуллин, зам. президента «Кредит Европа банк», подчеркивает, что именно последние два месяца отличалась очень плохими показателями по продажам. Алексей Токарев, вице-президент банка «ВТБ 24», также признает заметное сокращение темпов роста, хотя в абсолютном выражении кредитный портфель и не несет потери.

Основной причиной сложившейся ситуации специалисты считают падение объемов продаж на рынке автомобилей. В соответствии со статистическими данными, которые приводит Ассоциация европейского бизнеса, уже с начала года наметилось уменьшение потребительского спроса. В первые два месяца все же присутствовал некоторый рост в сегменте легкового автотранспорта, но в марте, впервые за последние три года, было зафиксировано падение сразу на 4%. Затем снижение продолжилось и по состоянию на 1 июня достигло уровня минус 12% в сравнении с таким же периодом предыдущего года. Иван Анисимов, заместитель председателя правления «Абсолют-банк», обращает внимание: тенденция по спросу явно просматривается на примере дилеров авторынка. Еще в прошлом году, отмечает он, в салонах наблюдалась нехватка товара, а сейчас его переизбыток. Даже стоковые экземпляры продаются намного дольше прошлого года. Раньше уже в марте все было распродано, а сейчас такие модели до сих пор в наличии.

Среди причин, которые привели к сокращению кредитования на покупку автомобилей, называют и изменение настроения потребителей. Долгосрочный характер ссуды (от 3 до 5 лет) вызывает у заемщиков опасения: в стабильности собственного заработка, курса рубля и общего положения в экономике. Именно поэтому, считает И. Анисимов, они стали гораздо меньше интересоваться возможностями автокредитования.

Главный экономист Евгений Надоршин из АФК «Система» указывает и на особенности современного рынка труда. Дело в том, что наибольший спрос на заемные средства для приобретения легковых машин генерируют сотрудники не бюджетных учреждений, а частных компаний. Однако трудоустроиться в подобные фирмы сегодня очень проблематично.

Тем не менее, банкиры не теряют надежду на возобновление прежнего спроса. Как отмечает А. Токарев, продажи сможет простимулировать государственная программа по льготному автокредитованию. Она предусматривает субсидирование процентов в размере двух третей от установленной ЦБ РФ ставки рефинансирования. На сегодняшний день она равняется 8,25%.

Ильсур Гибадуллин разъясняет фактические цифры – при средней процентной ставке по автозаймам в 16% итоговые затраты по кредиту для плательщика составят только 10,5%. Он также считает, что в случае переноса сроков начала программы (сейчас ее старт планируется на июль) или полной ее отмены банки будут предпринимать жесткие меры для привлечения клиентов. Это могут быть: исключение из требований внесения первого взноса или его снижение, разнообразные акции, специальные предложения и многое другое. Имеется вероятность и другого варианта развития событий. Господин Токарев предполагает, что при сохранении негативной динамики в автокредитовании банки могут переключиться на иные продукты, например займы наличными, выпуск пластиковых карт и т. п.